Сегодня: 26.09.2017
Курсы ЦБ:
USD=36.18   |  EUR=49.58
Ставка ЦБРФ:  9%

Государственная Налоговая Служба - историческая хроника

Историческая хроника

(по материалам Министерства РФ по налогам и сборам)

 

Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра I.

18 декабря 1706 г. – "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…".

22 февраля 1711 г. – "Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии "для спросу" и денежных сборах и дела финансового управления".

17 марта 1711 г. – "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов…" с предписанием "денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах".

Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов:

7 ноября 1775 г. – "Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел".

24 октября 1780 г. – "Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов".

Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась.

В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. В годы царствования Павла 1 были изданы следующие указы о сборе налогов:

19 ноября 1796 г. – "О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей".

4 декабря 1796 г. – "Об учреждении должности Государственного Казначея". 18 декабря 1796 г. – "Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами".

Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.

За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений.

В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. - соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – дрожжи; осветительные нефтяные масла – 1887 г. ; спички – 1888 г.

1883 г. ­– в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21-25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

В годы царствования императора Александра 1 было издано также несколько указов.

8 сентября 1802 г. – "Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами. "

1 мая 1805 г. – "Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам".

14 июня 1816 г. – "Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест".

В царствование императора Николая 1 налоговая система несколько претерпела изменения.

Были изданы следующие указы:

22 августа 1826 г. – "В силу Манифеста о короновании Николая 1 прощены недоимки подушной подати за три года"

9 ноября 1839 г. – "О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу".

13 июня 1851 г. – "Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др. ) с возложением контроля на комитет о земских повинностях".

19 февраля 1861 г. – император Александр II подписал "Манифест об отмене крепостного права" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г. ), казенных земских и мирских повинностях", а 1 января 1863 г. – указ "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза".

Годы царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами о сборе налогов:

15 мая 1883 г. выше "Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати… выкупным платежам всех размеров и др. "

И наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:

6 мая 1896 г. – "О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков)".

14 мая 1896 г. – "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей".

Январь 1917 г. – "Указ о введении в России подоходного налога".

 

 

Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период

 

I этап (1918-1921 гг. ) – налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация "буржуазии". Применялась контрибуция с богатых – высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие: 27 ноября (7 декабря) 1917 г. – "О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции". 30 октября 1918 г. – "О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев". 26 июня 1921 г. – "О введении первого государственного промыслового налога".

 

II этап (1921-1930 гг. ) – период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения. 1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 8 декабря 1922 г. вышел "Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей".

 

III этап (1931-1941 гг. ) – ликвидация созданной во время нэпа системы.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. – свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам – 2444). В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.

В государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.

 

IV этап ( 1941-1960 гг. ) – частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

 

V этап (1960-1964 гг. ) – частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

 

VI этап (1965-1989 гг. ) – реформирование налоговой системы. В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды и оборотные средства". Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 г. – вводятся рентные платежи и затем платы за фонды. В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

 

VII этап (с 1990 г. ) – начало полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 г. – принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Июнь 1990 г. – принят Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г. " Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 г. – Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 27 декабря 1991 г. – принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 31 декабря 1991 г. – утверждено "Положение о налоговой службе Российской Федерации". Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

 

VIII этап (с 1998 г. ) – завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации: Принят Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

23 декабря 1998 г. – Указом Президента Российской Федерации № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Поиск по сайту
 
26 марта 2008 года

Приглашаем Вас на семинар, посвященный предотвращению негативных последствий проверок госорганов:
"Действия руководителей и сотрудников предприятия при проведении проверок, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий контролирующими (правоохранительными) органами России".



23 апреля 2008 года

Как грамотно защититься от преследования правоохранительных органов?
Приглашаем Вас на семинар, посвященный уголовному и административному преследованию руководителей предприятий при осуществлении ими хозяйственной деятельности.
Мы готовы дать Вам практические советы правовой и иной защиты Вашего бизнеса и Вас лично в случаях, когда Вы – объект преследования правоохранительных органов...



Голосование
С какими последствиями для Вашей компании закончилась последняя налоговая проверка?
Без последствий
Штрафы
Дочисление налогов и пени
Возбуждение уголовного дела
Судебное разбирательство


результаты
Version 2.02
Современное Право © 2002 | (095) 781-69-01 | e-mail: info@ukrf.ru
107023, г. Москва, Семеновский пер., д. 6. Схема проезда