Сегодня: 25.07.2017
Курсы ЦБ:
USD=36.18   |  EUR=49.58
Ставка ЦБРФ:  9%

Безопасный прием наличных долларов (снижение рисков при проверочной закупке)

Прием наличных долларов:

как избежать проблем с правоохранительными структурами…

 

Владлен ЛАБЗЕНКО,
генеральный директор компании "Современное право"

 

Главное направление деятельности любой компании – организация продаж и привлечение клиентов. Клиент, по сути своей – единственный источник привлечения денег в компанию. С другой стороны, клиент – это один из главных рисков любой компании.

Практически все компании знают о таком риске, как проверочная закупка. Многие испытали ее на себе, многим только предстоит это сделать. Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью (зная менталитет контролирующих и правоохранительных органов): цель контрольной покупки – найти нарушения и использовать их в своих целях (получить с вас деньги, повысить выполняемость плана сбора штрафов на своей территории и др.). А раз целью проверочных закупок ставится установление нарушений, то все в процессе этих мероприятий делается так, чтобы вы допустили нарушения, которые потом придутся на руку проверяющим.

Одним из таких нарушений является прием наличных долларов, который очень часто провоцируют проверяющие в рамках проверочной закупки. Как не попасться на приеме «зеленых у.е.», обобщенный материал…

Большинство наших клиентов, так или иначе, испытывали на себе это неприятное и небезопасное мероприятие. Причем, в настоящее время очень распространен миф о том, что контрольным закупкам подвержены только предприятия, клиентами которых являются физические лица. Это не так. Подобной «провокации» подвержены абсолютно все компании.

Не будем рассуждать о природе проверочных закупок (в частности) и проверок предприятия (в общем), но, во многих случаях, мы сами (или же наши сотрудники, конкуренты, недоброжелатели и т.п.) провоцируем подобные «набеги» со стороны государства.

В ресторанах очень часто встречаются клиенты, которые заявляют менеджеру: «все очень вкусно, готов оплатить ужин, но деньги в кармане только американские, давайте я ими рассчитаюсь». В сфере услуг частенько встречаются потребители, желающие оплатить услуги долларами (большинство прейскурантов сферы услуг выражены в различных иностранных у.е.), да еще и настаивающие: «Да какие документы? Не нужны мне Ваши документы, это пустая трата времени». Бизнес, основанный на производстве работ (например, строительство), частенько сталкивается с возмущением потенциального потребителя (цитата): «Я государственный работник, я уже бабки ‘отмусолил’ и не хочу больше нигде светиться!». И от того, как вы себя в данной ситуации поведете, от того какую позицию займете, будет зависеть очень многое, в том числе и безопасность вашего бизнеса в целом.

Первое, что необходимо помнить – вы работаете на своем рынке не одни, и недоброжелателей у вас всегда будет полным-полно. Поэтому, на провокации поддаваться ни в коем случае нельзя, даже если вы уверены, что перед вами самый добропорядочный клиент. Если вы заранее не подготовили свое предприятие к такой провокации, то от «сомнительного» клиента лучше сразу отказаться (дешевле потерять одного клиента, чем решать проблемы с государством). Помните: любое сомнение в пользу того, что перед вами сотрудник контролирующего органа.

Вообще, оптимальный вариант – продумать схему работы с такого рода «клиентами» перед началом деятельности (и, естественно, проинструктировать своих сотрудников). В разных отраслях действуют разные схемы законного приема иностранной наличности. Я приведу некоторые из рабочих схем, которые мы внедряем своим клиентам, которые работают уже не первый год и которые неоднократно прошли «испытания»…

Но сначала приведу несколько ошибочных вариантов, которые предприниматели пытаются воплотить в жизнь.

Итак, первая ложная схема, которую пытаются использовать многие компании, оказывающие услуги и выполняющие некоторые виды работ – «сделка между двумя физическими лицами». Суть ее в том, что оказание услуг (выполнение работ) происходит якобы по договору между двумя физическими лицами. В данном случае, физическое лицо, как лицо самостоятельное (не как сотрудник компании), оказывает услугу (выполняет работу) другому физическому лицу. Эта схема может хорошо работать, если у фирмы отсутствует ККМ, а расчеты производятся российскими рублями. Но только не при расчетах иностранной валютой! Дело в том, что статья 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» прямо запрещает производить подобные операции. Иностранная валюта в отношениях между резидентами может выступать в качестве предмета сделки (продажа, дарение и т.п.), но не как средство платежа по сделкам. За нарушение данных норм валютного законодательства предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы операции (п.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Сказать, что сумма денег, которую передал сотрудник государственного учреждения во время контрольной закупки, получена вами взаймы, тоже не получится. Во-первых, вряд ли чиновники согласятся подписать с вами договор займа (а без него, в большинстве случаев, сделка будет недействительной). А во-вторых, предоставление одним физическим лицом другому займа в иностранной валюте законом «О валютном регулировании и валютном контроле» также запрещено. Этому Минфин специально посвятил письмо от 02.12.2004 № 07-02-04/33, в котором дополнительно разъясняется, что подобные операции противоречат вышеуказанному федеральному закону.

Теперь о том, что разрешено законодательством и что в бизнесе работает довольно эффективно. Здесь есть два варианта, которые неоднократно опробовались на практике и доказали свою эффективность.

Первый вариант (и самый эффективный) применим к малому и среднему бизнесу, где доля валютных операций не так велика, а цель внедрения такой схемы – застраховаться от проверочной закупки. Это – «заключение договора поручения».

По данному договору вы (или сотрудник вашей организации), как поверенный, берете на себя обязательство совершить юридически значимое действие – «сбегать до ближайшего обменного пункта, обменять доллары на рубли и внести рубли в кассу компании». Данная операция регламентирована главой 49 ГК РФ и ничего противозаконного в себе не несет, т.к. иностранная валюта выступает в виде предмета сделки: вы от имени и за счет доверителя совершаете в обменном пункте операцию по обмену иностранной валюты, а затем вносите полученные в результате операции российские рубли в кассу компании.

Сотрудники милиции в таких случаях, как правило, с улыбкой (и досадой в душе) смотрят на листочек А4, в верхней части которого – текст договора поручения (3-5 предложений), а в нижнем – расписка о получении денег (1-2 предложения). Данная схема многократно опробовала себя у многих наших клиентов (особенно, в ресторанном бизнесе). Главное здесь – правильно составить договор поручения и форму расписки, которая будет являться приложением к договору.

Второй вариант больше относится к среднему и крупному бизнесу, где велика доля и вероятность расчетов наличной валютой (в т.ч. и контрольных закупок). Этот метод заключается в организации на территории компании оперкассы (полное название: операционная касса вне кассового узла).

Суть его в следующем. На территории компании по соглашению с банком (например, договор простого товарищества, согласно 55 ГК РФ) организуется операционная касса вне кассового узла, которая, при наличии клиентов, желающих оплатить долларами (или другой валютой), принимает у них денежные средства, конвертирует их в российские рубли и без открытия банковского счета перечисляет на расчетный счет организации-получателя.

Такая возможность для банков предусмотрена пунктом 1.5 Положения ЦБ РФ от 09.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Более того, 5 сентября 2003 года Центробанк специально издал письмо №31-1-2/1864 «О возможности осуществления операционными кассами вне кассового узла кредитной организации приема платежей физических лиц без открытия банковских счетов», в котором прямо указал на возможность осуществления такого рода операций.

Естественно, при организации помещения оперкассы необходимо выполнить соответствующие требования, указанные в Приложении 1 к вышеуказанному Положению Банка России (техническая укрепленность, охранная, пожарная и тревожная сигнализация и др.).

Преимуществ у данного метода достаточно много. Во-первых, вероятность проверочной закупки с наличными долларами снижается практически до нуля (никто работоспособность оперкассы проверять не станет). Во-вторых, компания официально предоставляет своим клиентам дополнительный сервис по осуществлению банковских операций (в т.ч. в виде приема иностранной валюты). Перечень операций, а также перечень валют, которые операционная касса будет иметь право принимать, определяется самим банком, исходя из перечня операций, закрепленных в его лицензии.

Более того, сама по себе операционная касса является помещением банка, а не компании. Следовательно, если на территории компании будут проводиться какие-либо мероприятия со стороны государственных учреждений (проверки, оперативно-розыскные мероприятия и т.п.), территорию оперкассы это не затронет, т.к. проверяют компанию, а не банк. На проверку деятельности (и территории) оперкассы (равно как и банка) требуется отдельное постановление (предписание) и еще ряд документов (в том числе, разрешение ГТУ Банка России). При каких-либо угрозах со стороны государственного контроля, дверь оперкассы закрывается, а жалюзи рабочего окна опускаются. В любом случае, проникновение на территорию оперкассы со стороны государственных учреждений (в т.ч. и милиции) будет весьма непростым.

Минусами операционной кассы являются необходимость отведения под ее деятельность специальной офисной (производственной) площади, а также расходы на ее содержание, которые, главным образом, будут зависеть от договоренностей компании с банком.

Если все же случилось так, что вы не успели подготовить свою компанию к приему наличной валюты и, по случайности, приняли во время контрольной закупки доллары, совет простой: как можно скорее звоните своему юристу (адвокату) и в точности выполняйте все его инструкции. Во всех документах (протокол, акт проверочной закупки и т.д.) пишите: «С документом ознакомлен, по существу не согласен». Связь с налоговой инспекцией (милицией) осуществляйте только через юриста, и вообще, доверьте ему разрешение данной ситуации.

Но лучше, конечно же, до этого не доводить…

Если в Вашей практике используются другие законные, с Вашей точки зрения, методы приема наличной валюты, опишите их и отправьте нам по электронной почте на адрес info@ukrf.ru с пометкой «для Вадима Самойлова», а мы, в свою очередь, проанализируем и, специально для Вас, представим мнение эксперта и законодательное его обоснование. Более того, мы попросим действующих сотрудников МВД и ФСБ прокомментировать ваш способ приема иностранного нала с законодательным обоснованием своей позиции.

Поиск по сайту
 
26 марта 2008 года

Приглашаем Вас на семинар, посвященный предотвращению негативных последствий проверок госорганов:
"Действия руководителей и сотрудников предприятия при проведении проверок, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий контролирующими (правоохранительными) органами России".



23 апреля 2008 года

Как грамотно защититься от преследования правоохранительных органов?
Приглашаем Вас на семинар, посвященный уголовному и административному преследованию руководителей предприятий при осуществлении ими хозяйственной деятельности.
Мы готовы дать Вам практические советы правовой и иной защиты Вашего бизнеса и Вас лично в случаях, когда Вы – объект преследования правоохранительных органов...



Голосование
С какими последствиями для Вашей компании закончилась последняя налоговая проверка?
Без последствий
Штрафы
Дочисление налогов и пени
Возбуждение уголовного дела
Судебное разбирательство


результаты
Version 2.02
Современное Право © 2002 | (095) 781-69-01 | e-mail: info@ukrf.ru
107023, г. Москва, Семеновский пер., д. 6. Схема проезда